ОАО "Электромашина" - одно из ведущих предприятий электротехнической промышленности по изготовлению двигателей постоянного тока, электромашинных преобразователей и унифицированных электроприводов постоянного тока и переменного тока. Это одно из крупнейших предприятий города, возникший на прокопьевской земле в тяжелые месяцы начального периода Великой Отечественной Войны.
Более чем, полувековая история завода началась с решения Комиссориата электромашиностроительной промышленности от 23 октября 1941 года "О создании завода на базе эвакуированных цехов Харьковского электротехнического и Воронежского электромашиностроительного заводов".
Решение об эвакуации промышленных предприятий и трудовых ресурсов Харькова было принято Правительством за № 681 16 сентября 1941 года, в связи с резким ухудшением обстановки на фронте. Эвакуация проводилась в чрезвычайном темпе. Первый эшелон цехов машин постоянного тока, направленный в Сибирь, ушел 23 сентября, а последний 10 октября. Всего в Сибирь было отправлено 4 эшелона, 368 рабочих и других служащих и членов их семей, 334 единицы оборудования, полуфабрикатов и материалов.
Путь на Восток был тяжел, и долог, а в начале пути по прифронтовой полосе небезопасен, так как эшелоны подвергались многочисленным бомбежкам. Последний эшелон проскочил через железнодорожный узел г. Орла, когда в городе уже шли бои, за несколько часов до того, как дорога была перерезана противником. Первый эшелон прибыл в Прокопьевск 13 октября 1941 года, через 20 дней пути, остальные в течение октября, ноября. 23 октября 1941 года Народным Коммисариатом электромашиностроительной промышленности был подписан приказ о создании самостоятельного завода на базе эвакуированных цехов ХЭМЗа со сроком пуска 1 декабря 1941г. Директором завода в тот год стал Грицай Александр Никифорович, бывший работник ХЭМЗа. Лозунг "Все для фронта, все для Победы" был для людей не отвлеченным призывом, а стал смыслом их повседневной жизни.
И, уже 1 декабря 1941 года заработал первый токарный станок, а 28 декабря выплавлен первый чугун для вагранок. В феврале освоено цветное, а в апреле стальное литье, 25 декабря в состав завода была включена, прибывшая из Воронежа часть эвакуированного производства малых машин постоянного тока в составе 128 рабочих, ИТР и служащих, членов их семей.
В годы Великой Отечественной Войны завод все силы направил на производство необходимых для армии и флота изделий. Мины, стартеры СТ - 700 для танка Т-34, машины ПР-100, 150 для прожекторов, генераторы ПН 17,5; 25,5 для радиопередатчиков. В начале 1943 года Ленинградское отделение Гипроэнергопрома, в развитие постановления Государственного Комитета обороны от 27 июля 1943 года № 29 Горисполком выделили площадку в размере 8,12 га в райне Тупика, в дальнейшем этот участок был увеличен. В 1950 году сдается в эксплуатацию корпус № 2 с современными бытовыми помещениями, и в том же году с Тыргана переезжает заводоуправление и постепенно перебазируются цеха № 2, 3, 5, 26, ЦЗЛ.
В дальнейшем начинается строительство корпусов № 4, 5. В 1958 году производственные площади составили приблизительно 27 тысяч квадратных метров (на одной площадке). В послевоенные годы значительно увеличил свои производственные мощности и номенклатурный выпуск продукции.
В настоящее время ОАО «Электромашина–М» - одно из ведущих предприятий машиностроения России с 60-летним опытом производства электротехнической продукции и системой качества, соответствующего требованиям международных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001 - 2000